Свами Веда Бхарати

Свами
 

Свами Веда Бхарати родился в Дерадуне, Индия в 1932 г. До принятия им посвящения в «Свами» (обет отречения) он был известен как д-р Уршабудх Арья. Он воспитывался в традиционной семье санскритоговорящих браминов. Известный философ, Свами Веда Бхарати прочел свою первую публичную лекцию по Йога-сутре Патанджали и Ведам в возрасте девяти лет. Затем в течение четырех лет он обращался к аудиториям до 20 000 человек и преподавал в колледжах и университетах. Он учит и читает лекции уже в течение 54 лет.

Свами Веда Бхарати проявлял столь необыкновенную ученость, что по достижении четырнадцати лет он удостоился нескольких хвалебных отзывов уважаемых пандитов, после чего его стали приглашать повсюду с лекциями. Без всякой подготовки он воспроизводил вдохновенную речь по поводу любой мантры из четырех вед.
 

Свами

На выступления Свами Веда Бхарати в университетах и колледжах Северной Индии собирались тысячи людей. С 1947 года он начал странствовать по всему миру, распространяя йогу и ведическое знание. В различной степени он владеет семнадцатью языками, причем итальянский выучил всего за одну ночь, проведенную в йога-нидре. К настоящему времени он побывал в тридцати странах, где ему нередко доводилось погружать многотысячные аудитории в состояние глубокой медитации в считанные минуты.

 Всего за два года Свами Веда Бхарати получил все ученые степени вплоть до докторской в Лондоне и Голландии, а затем занимал должность профессора санскрита в американском университете. Наибольшую славу ему принес трактат по сравнению древнейших комментариев к «Йога-сутрам», и этот объемный труд считается одним из самых авторитетных в Индии.
 

Свами

Решающую роль в жизни Свами Веды сыграла встреча в 1969 году с учителем – Свами Рамой, прославленным автором «Жизни среди гималайских йогов» и других 45 книг, который посвятил его в тончайшие состояния медитации. В том же самом году Свами Веда Бхарати основал Центр медитации в США, а с 1981 года возглавил ашрам Садхана Мандир, основанный его гуру в Ришикеше. После ухода учителя в махасамадхи в 1996 году Свами Веда продолжил его дело, сочетая практику с наукой: он обучает медитации и проводит нейрофизиологические исследования йогических состояний сознания в современных лабораториях нескольких западных стран.

В 2002 году он основал Свами Рама Садхака Граму (поселение практикующих) в Ришикеше, рядом с ашрамом Свами Рамы, продолжая оставаться его президентом, а также несколько смежных организаций. Программы для проживающих рассчитаны на разный уровень подготовки, но предполагают полную погруженность в практику и изучение с пяти утра до девяти вечера. Кроме Свами Веды лекции читают многие заслуженные пандиты, тоже бывшие учениками Свами Рамы десятки лет. Но основной акцент делается имено на практике медитации, ибо так Свами Веда Бхарати понимает йогу в целом, обучая медитативным техникам в разных духовных традициях.
 

Свами

Гималайскую традицию йогической медитации, представляемую ныне Свами Ведой Бхарати, выделяет следующее. Это первая медитативная традиция, которая дает начало основным медитативным традициям мира и продолжает обогащать их всех, оставаясь наиболее целостной и всеобъемлющей. Она не требует приверженности системе верований, но помогает проверять метафизическую реальность в личном опыте.

Линия преемственности здесь сохраняется непрерывной благодаря передаче шакти при посвящении и медитации. Свами Рама из Гималаев представил традицию в научной форме в своих лекциях на Западе и инициировал достойных учеников для продолжения передачи, которая составляет главный момент Гималайской традиции. Квалифицированный учитель должен знать основные тексты йоги и практиковать все части йоги (такие как мантра-йога, кундалини-йога, шри-видья и т.д.) с той или иной степенью мастерства.

Свами Веда Бхарати необходимо обладать видением взаимосвязи между Гималайской традицией и всеми другими путями: суфийским, даосским, буддийским, тибетским, христианским и др. Он должен уметь определять тип личности ученика, чтобы подобрать для него верный путь и конкретные техники, и в то же время – уметь создавать общее поле ума при ведении групповой медитации.
 

Свами

Направления дальнейших научных исследований в разнообразных медитативных состояниях намечены Свами Веда Бхарати в книге «Йог в лаборатории», вышедшей в прошлом году. Они опираются на отчеты о ранее проделанных опытах, таких как операции без анестезии, сознательное изменение мозговых волн (дельта и гамма) и т.п. В частности, лабораторные исследования сознания проводились в Институте духовных наук, созданном астронавтом Эдгаром Митчелом после того, как на пути с Луны на Землю Свами Веда Бхарати получил в космосе опыт вневременного и внепространственного состояния сознания.

В 2004 году Свами Веда Бхарати получил приглашение для проведения исследований, во время которых он замедлял в длительной медитации дыхание до одного цикла в минуту и т.п. Точное измерение мозговых волн показало, что даже его обычное состояние глубоко медитативно, и подобный покой достижим средним человеком лишь в глубоком сне.

Очевидно и влияние на физиологическое состояние человека, находящегося на расстоянии: стоило ему сосредоточиться на фотографии незнакомца, как у того учащалось сердцебиение. Заключение ученых состояло в том, что Свами Веда действительно демонстрирует запредельные для обыкновенного человека способности, развитые посредством медитации.

 

Обратная связь физиологии с сознанием была проработана Свами Веда Бхаратой в книге «Философия хатха-йоги», первое издание которой вышло еще в 1977 году в США, и с тех пор она неоднократно переиздавалась. Основываясь на изучении санскритских источников по хатха-йоге, Свами Веда отмечает во введении, что изначально тело хатха-йогина приходило в особое состояние под воздействием медитации и подъема Кундалини, и лишь вторичным образом предписание определенных положений тела стало применяться для достижения соответствующих состояний сознания.

Отсюда следует, что занятия хатха-йогой без предварительной тренировки ума бесполезны: только ментальная практика превращает тело йогина в вибрационное поле, подобно тому как электрический ток пронизывает медную проволоку. Понимая хатха-йогу прежде всего как философию, или «наблюдение за умом, наблюдающим за телом», Свами Веда Бхарати последовательно рассматривает ритуальную, кармическую, знаковую и энергетическую составляющие практики хатха-йоги, постепенно вводящие йога в состояние осознанности его тонкого тела.
 

Свами

Представление современного человека о хатха-йоге как йоге вообще обусловлено прочным отождествлением с физическим телом, но именно хатха-йога и призвана запускать обратный процесс. 15 марта 1999 г. индийские свами присвоили ему титул Маха-мандалешвары, включив его в число ведущих свами Индии (их насчитывается около 30). Единственный титул выше Маха-мандалешвары – это титул Шанкарачарии.

 

Книги:

«Гималайская традиция йогической медитации»

«Начальная практика медитации»

 

Вопрос к зашедшему йогину:

Смогли бы вы дать обет молчания? Насколько продолжительный?

 

 

 

2 comments for “Свами Веда Бхарати

  1. Ирина
    18.11.2015 at 19:29

    Смогу 40 дней промолчать.

Добавить комментарий для Ирина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *