Два принципа, три гуны, три доши и пять элементов вселенной

 

Индийские мудрецы древности считали, что бытие состоит из двух фундаментальных принципов: это Пракрити, Великая Природа, олицетворяющая принцип творчества и Пуруша, Первичная Душа, олицетворяющая принцип чувствительности сознания. Единение этих двух принципов, Духа и Материи, определяет творение всего сущего.

 

Однако только с первого взгляда создается впечатление, что силы эти различны или противоположны. На самом деле они едины и представляют собой сознание и его активную творческую силу, Шива -Шакти. В каждом есть сила, проявленная и творчески манифестированная – это Пракрити.

 

Когда эти силы объединяются, они творят Космическое Сознание – Махаакт, который является источником всех проявлений. В человеке тоже присуще это Космическое Сознание в виде его разума и интеллекта. Это сознание именуют буддхи и оно является средством к пробуждению и раскрытию изначальной природы каждого существа. Именно благодаря буддхи, человек становится просветленным – Буддой. Буддхи – это наша спасительная ниточка в мире грез и иллюзий, это наша ясность, с помощью которой мы различаем реальное и нереальное.

 

null

Однако, нисхождение Космического Сознания ведет и к возникновению эго и чувству, что человек отделен от других, независим и ни с кем не должен считаться (ахамкара). В таком случае существо закрывается от различного рода влияний и перестает сотрудничать с высшими силами. Такой путь ведет к отделению от естественности жизни, поскольку существо зацикливаеться на самосуществовании своего маленького «я».

Появление эго ведет к появлению манаса, зацикленного и обусловленного слоя ума, который, благодаря плотному щиту собственных мыслей, отделяется от всего сущего. Со временем существо начинает идти на поводу своих мыслей, становясь рабом поверхностного ума.

Йога учит такой жизни, которая бы способствовала гармонии с окружающим внешним миром и с Космическим Сознанием. Такая гармония способствует эволюции нашего сознания и объединению с Богом.

Пракрити состоит из качеств, которые на санскрите именуются гунами:
 

 
Два

Саттва – принцип, качества которого свет, знания, божественность, гармония;
Раджас – принцип, качества которого энергия, беспокойство, эмоции, активность;
Тамас – принцип, качества которого мрак, инертность, сопротивление, отсутствие жизни.

 

Раджас также именуют инертностью движения, а тамас – инертностью спокойствия.
По сути все три качества есть необходимыми условиями для существования материальной вселенной. Но если смотреть на гуны с точки зрения качества и адекватности сознания, то саттва будет стоять на первом месте. Тамас и раджас – это элементы, которые смущают ум и уводят в сторону от практики. Эти гуны понижают способности сознания.

Человек, у которого преобладает тамас и раджас похож на животное, а человек, у которого преобладает саттва – на святого. Люди с преобладанием саттвы отличаются правдивостью, честностью, скромностью, альтруизмом. Люди раджасического типа любят грубую силу, деньги, власть, любят руководить и править. Люди с преобладанием тамаса подвержены страху, предпочитают животные утехи, невежественные, идущие по пути деградации.

С вышеизложенного очевидно, что нужно стремится к саттвическому образу жизни и всячески его пестовать. Нужно победить низшую природу и идти по высшему пути, потому что только через него можно разрубить цепи сансары.
 

 
null
 
Гуны в свою очередь создают пять элементов. Саттва, которая обладает ясностью, создает эфир. Раджас, который состоит из энергии творит огонь, а тамас, который, в свою очередь инертное начало, творит землю. Между раджасом и саттвой зарождается субтильный, но подвижный элемент воздух. А между тамасом и раджасом вода – инертная, но и подвижная в одно время.

Эти пять элементов представляют собой различные состояния материи: жидкое, твердое, лучистое, эфирное и газообразное. Они олицетворяют пять состояний материи, все ее видимые и невидимые проявления. Эти пять элементов имеют свои соответствия с психологическими состояниями, которые отражают состояния сознания и эмоциональные переживания.

Согласно учению йоги и Аюрведы (Книги: Сунил В. Джоши "Аюрведа и панчакарма, Васант Лад "Домашние средства Аюрведы". Методы исцеления и омоложения") есть три типа конституции человека (доши). Вата формируется из воздуха и эфира, вода вместе с огнем формируют питту, а земля с водой создают капху.
 

 

У каждой доши есть свои атрибуты, по которым она и определяется: Вата – холодная, легкая, сухая, тонкая, подвижная, твердая и грубая, непостоянна и подвержена переменам. Вата – самая мощная из всех дош. Эта доша сама представляет жизненную силу человека и управляет и капхой и питтой.

Питта – легкая, горячая, острая, ясная, с неприятным запахом и мягкая. Питта управляет температурой, жаром и всеми химическими процессами в теле человека.

Капха – мокрая, тяжелая, холодная, статичная, медленная, плотная и лишенная живости. Материальное начало в организме человека поддерживается капхой, его вес и баланс частей тела.
Вата поддерживает такие проявления организма как воля, выдох и вдох, реализация импульсов, движение, равновесие элементов, развитие органов чувств. Когда переизбыток этой доши в организме она вызывает потребность в теплоте, сухость, пигментацию, вздутие живота, тремор, бессонницу, запоры, быструю утомляемость и бессвязность речи.
 
 
Два
 
Питта поддерживает теплопродукцию, пищеварение, чувство голода, зрение, интеллект, мужество, целеустремленность. Когда ее много она вызывает чувство голода и жажды, желтую окраску каловых масс и мочи, чувство жжения и плохой сон.

Капха обеспечивает стабильность и твердость, поддерживает в равновесии жидкости тела, обеспечивает смазку суставов и отвечает за возникновение таких эмоций как любовь, умиротворение и прощение. Когда ее много, это способствует накоплению слизи, мокроты, утрате силы пищеварения, вызывает чувство тяжести и изнеможении, ощущение зябкости, бледность, затруднение дыхания и повышенную сонливость. 
 

 
Тематический материал:

Медитация

Даттатрейя

 

Видео:

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *