Существуют помехи и отвлечения, которые препятствуют практику в овладении методом
К помехам относят следующие:
1. Въядхи – недуг, или болезнь, которые нарушают физическое равновесие.
2. Стьяна – вялость, апатия, отсутствие энтузиазма.
3. Самшая – нерешительность, различного рода сомнения.
4. Прамада – бесчувственность и равнодушие.
5. Аласья – лень.
6. Авирати – возбуждение, когда ум захватывается чувственными объектами.
7. Бхранти даршана – плохие, неточные знания, неправильные представления, иллюзии.
8. Алабдха бхумикатва – отсутствие способности сохранять непрерывное мышление или направленную концентрацию.
9. Анавастхитаттва – неспособность удерживать сосредоточенность длительное время.
К отвлечениям относят:
1. Дукха – несчастье или боль.
2. Даурмансья – отчаянье.
3. Ангамеджатва – нестабильность тела.
4. Швасапрашваса – плохое, неритмичное дыхание.
Въядхи: Очевидно, что плохое здоровье или болезнь являются первыми из препятствий на пути йогина. Тело йога есть его инструмент в постижении духовного мира. Если машина пришла в негодность, водитель никуда не уедет. Если тело ослаблено болезнью, результатов в практике будет мало. Физическое здоровье это первая ступенька на пути духовного развития, поскольку ум тесно связан с телом. Если тело обессилено, а нервная система больна, ум будет либо беспокойным, либо инертным и равнодушным. А когда ум не пребывает в равновесии, невозможна ни концентрация, ни медитация.
Стьяна: Человек, у которого есть вялость, похож на аморфное существо без цели, пути, энтузиазма. Из-за бездеятельности ум и интеллект такого существа отупляются и становятся инертными. Горный поток стремителен. Из-за этого сохраняется его чистота и свежесть, в канаве – наоборот, вода застаивается и мутнеет. Такой человек похож на зомби или живой труп.
Самшая: Неверие губит многих людей. Счастья не будет ни в этом, ни в других мирах, если нет веры и надежды. Садхак всегда должен верить в свои силы и в наставлении Учителя. У него должна быть твердая уверенность, что Господь всегда рядом и что зло не коснется его. Вера творит чудеса и йога не исключение. Лишь одна вера способна искоренить лень, похоть, гордыню, неблагожелательность и сомнения. А когда эти помехи преодолены, в сердце йогина воцарится спокойствие и безмятежность.
Прамада: Человек, у которого укоренилась прамада, переполнен самодовольством и думает, что он самый умный. Конечно, ему хватает различать чистое и нечистое, но он всегда выбирает приятное. Такой человек может принести в жертву многое, ради удовлетворения страстей и эгоистических желаний. У такого человека слепы глаза к всему Божественному и духовному.
Аласья: Чтобы избавится от лени, необходим героический энтузиазм. Практикующий должен походить на влюбленного, который считает минуты до свидания с возлюбленной. Такой практик должен быть вооружен мечем – мужеством и щитом – надеждой. Его ум должен быть свободен от бремени ненависти и печали. Вера и энтузиазм – лучшие помощники йогина в борьбе со смертью.
Авирати: Авирати – не что иное, как сильная тяга к объектам чувственных удовольствий. Практик осознал умом пагубность таких страстей, но сильное желание не дает ему полный контроль над ситуацией. Когда йог избавился от привязанности к вещам, он учится принимать их и наслаждаться при помощи чувств, полностью им подчиненных. Пратьяхара – вот средство, с помощью которого можно обрести независимость от привязанностей и желаний, стать безмятежным и удовлетворенным.
Бхранти даршана: Часто случается так, человек обретает не полное, или ложное знание и он уверен, что познал истину. Он много знает, умен, но обделен смирением и выхваляется своей мнимой мудростью. Общение в кругу мудрецов поможет побороть слабость и встать на правильный путь.
Алабдха бхумикатва: Если у альпиниста недостаточно выносливости – ему не достичь вершины горы. Тоже самое касается и не усердного йогина, у которого не хватает концентрации для достижения самадхи. Он может довольствоваться лишь маленькими проблесками, но полной картины ему не видать.
Анавастхитаттва: Как правило, анавастхитаттва уже продвинутых практиков, которые обрели плоды садханы. Но счастье и гордость за свои достижения поспособствовали тому, чтобы йогин ослабил хватку и уменьшил контроль. Но усилия необходимы до победного конца. Если при терпении станешь отдыхать – пламя не разгорится.
Книги:
Йогически- интересно (более материальные помехи)))):
Вопрос к зашедшим йогину(е):
Отвлекались ли?) Каким образом возвращаетесь в строй, поделитесь советами...