Ступени йоги

Ступени

 

Ступени йоги - 8 основополагающих принципов, которые дал нам великий йог Патанджали. Чтобы быстро и уверенно достигнуть какой-либо цели, нужно позаботиться не только о конечном результате и о плодах достижения. Так же нужно принять во внимание и средства достижения поставленной задачи, потому что благодаря средствам она достигается. Патанджали выделяет средства, которые он называет восемью ступенями йоги, ведущими по пути духовного совершенствования.

 

Они следующие:

  1. Яма (моральные законы общего характера)

  2.   Нияма (контроль над речью, телом, умом и поведением в целом)

  3. Асана (поза)

  4. Пранаяма (контроль и накопление энергии в теле посредством      дыхательных упражнений)

  5. Пратьяхара (ступень йоги освобождение сознания от желаний и чувственных удовольствий)

  6. Дхарана (концентрация)

  7. Дхьяна (медитация)

  8. Самадхи (определенное состояние сознания, которое наступает благодаря глубокой концентрации и медитации на объекте, когда индивидуальное сознание человека сливается с объектом медитации).

 

Ступени

 

Две первые Ступени йоги ( Яма и Нияма) направляют ум на контроль эмоций и страстей, способствуют жизни в гармонии с окружающими, вести себя гибко и адекватно в любой ситуации.

 

К ступени йоги Яма относятся следующие принципы:

·  Ахимса (не причинение вреда, отказ от насилия)
·  Вегетарианство
·  Отказ от наркотиков, алкоголя, сигарет и любых, дурманящих сознание, средств
·  Брахмачарья (контроль и накопление сексуальной энергии)
·  Сатья (быть правдивым и искренним не только к другим, но и к себе)
·  Астейя, апариграха (не быть привязанным к материальным вещам и прочим удовольствиям.
 

К ступени йоги Нияма относятся следующие принципы:

·  Шауча (держать свое тело и дух в чистоте)
· Сантоша (быть удовлетворенным и довольным; стараться воспринимать мир и других такими, какие они есть и всегда довольствоваться тем, что имеешь)
· Тапас (подразумевает самодисциплину, способность к аскетической практике, обладание непоколебимой волей)
·   Каика (сексуальное воздержание)
·   Сева (преданное служение)
·  Вачика (дисциплина речи; гармоничная речь, направлена на прославление духовного пути, искренность, отказ от критики, сплетен)
· Свадхьяя (саморазвитие, изучение философских трудов и священных текстов, дисциплина ума)
·  Ишвара-пранидхана (доверие к Богу и его творческим энергиям).

 

Ступень йоги Асана направлена на развитие тела, обретение контроля над низшей природой (тамас) и развитие божественной (саттва). Обретя контроль над телом, человек обретает контроль над энергиями в нем; это дает возможность выполнять более сложные и продвинутые практики, при выполнении которых, взятое под контроль тело становиться помощником, а не помехой. Со временем тело должно стать храмом, в котором обитает душа. Яма, Нияма и Асана являются внешними ступенями (балиранга садхана).

 

                                            Ступени

 

Следующие Ступени йоги, Пранаяма и Пратьяхара, помогают  регулировать дыхание и контролировать ум. Способность накопления праны и ее последующий контроль способствуют завершению духовного поиска и обретению освобождения от сансары. Они именуются духовным поиском (антаратма сахдана).

 

Правильная Дхарана и наступающая за ней Дхьяна - данные Ступени йоги приводят ищущего к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцание, созерцающий и созерцаемое нераздельны и не существуют одно без другого. В процессе практики йогин сливается с Творцом, обретая свою естественную природу. Это именуется  Самадхи.   

 

 

Подробнее: Яма, Нияма, Пратьяхара

 

Яма – символической нагрузкой данной ступени йоги Патанджали является имя бога смерти в индийской мифологии – Ямы . Говорится именно о нанесении смертельного удара порокам, позаимствованным из социума (курение, брань, алкоголь, наркотики, поведение, неправильное мышление).  Данная ступень подразумевает установление гармонии с внешним миром, так как социум играет основную влиятельную роль воздействия на человека.

Для того, чтобы освободится от всяческого влияния извне, следует начать с принятия себя и всего окружающего. Благодаря избеганию психологических срывов, эмоционально-отрицательных ситуаций, практикующий постепенно устанавливает необходимую ему "связь". Он, со временем, откидывает все приобретенные ранее комплексы, не стыдливо переносит сделанные им поступки, освобождается от "служения" вредным привычкам. Тело и сознание ученика пребывают в равновесии.

 

Ступени

 

Данная Яма-ступень подразделяется на 5 этапов:

- Ахимса – никого не обижая (слова, дела, мысли), Вы должны избегать проявления злости и ненависти. Относитесь ко всем так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. Проявляйте Любовь всему миру, препятствуя лишь проявлению зла внутри человека, не борясь именно с ним.

- Сатья — Соблюдение искренности во всем – в делах, словах, возникающих мыслях. Исходящие от человека ложь, оскорбление, клевета способны искажать реальность, не давая ученику полностью осознавать происходящее. Не обманывайте – поступайте правильно и именно поступками "говорите" о возможности разрешения того или иного вопроса.

- Астейя – нестяжательство.  Искоренение алчности, уход от соблазнов, прекращение "дружбы" с завистью – огромный положительный эффект. Необходимо навсегда избавиться от мыслей (слов, дел) о воровстве – присвоении чего либо.

- Брахмачарья – сдержанность, отказ, умеренность в каждом проявлении (мысль, слово, дело). Достижение гармонии возможно лишь при освобождении от служения собственным чувствам-эмоциям.

- Апариграха – отказ от дара, в котором вы не нуждаетесь. Не следует принимать, хотеть чего-либо, в чем нет необходимости. Принимая незаслуженные подарки (поощрение, похвала,…) мы становимся зависимыми от предлагающего их человека.

Несоблюдение данных описанных истин несет за собой порождение воровства, лживости, насилия, жадности, привнося лишь разрушительный хаос.

 

 

Нияма – пути (качества), по которым необходимо, с максимальной продуктивностью, плодотворно продвигаться.

После освоения  первой ступени (опустошенное сознание), ученик начинает познавать Нияму – пять ее основных принципов: Шаучу – чистоплотность, Сантошу – довольствие, Тапасью – самоограничение, Свадшаучухьяю – интроспекцию, Ишвара пранидхану - набожность.

 

Существуют также и семь " вспомогающих " уровней Ниямы:

- Сауманасья – благожелательность;

- Ман-дхатар - вдумчивость;

- Нирага- бесстрастность;

- Аваща - независимость;

- Мантра-вид – обознанность в области заклинаний;

- Дамсанавант – обладание неземной силой;

- Нишпратидвандва – неимение врагов;

    

  Ступени

 

Основные принципы Ниямы:

Шауча

Соблюдение чистоты в уме, теле и окружении дает возможность говорит о гармонизации энергии ученика. Свами Читананда посещая Ананду, увидев лейку с ржавчиной, сказал: "Вам необходимо покрасить ее. Низшим сущностям свойственно притягиваться к мусору". Достижение безупречной чистоплотности говорит о приобретении качества безразличия к материальным вещам.

Второй принцип Ниямы - Сантоша

Принимая вещи такими, какими они есть, довольствоваться этим – Вы обретаете силу высшей степени блаженства (безупречное довольствие).

Третий принцип Ниямы - Тапасья

Необходимо взять контроль над постоянно-возникающими «хочу - не хочу» или «буду - не буду», а также – всегда заканчивать все свои начинания. Данный этап предназначен для развития способности самосовершенствования.

Четвертый принцип Ниямы - Свадхъяя

Постоянная, повседневная интроспекция даст возможность разглядеть, принять Бога в самом себе. Не следует подвергаться осуждению своих чувств и поступков, нужно лишь быть осознанным в каждом действии. Интроспекция должна присутствовать ежедневно, ей необходимо уделять около 15 минут.

Пятый принцип Ниямы - Ишвара Пранидхана

Путь к Богу – набожность. Благодаря достаточно сильной вере в Бога, возможен вариант достижения цели не прибегая к определенной технике. При безупречно «развитом» пятом принципе мы говорим о состоянии самадхи.

 

 

Пратьяхара, на санскрите, образуется из двух слов: прати (противоположность) и ахара (возвращать). Учитывая данный перевод, значение Пратьяхары  будет следующим: отказ восприятия внешних проявлений посредством органов чувств (зрение, обоняние, вкус, прикосновение, слух). Они способны дестабилизировать уравновешенное состояние ума, вызывая ненужное волнение практикующего.

Изначальной сутью пратьяхары является контроль с последующим отказом от принятия извне поступающих чувственных данных. Чувственное восприятие, таким образом, остается без всякого рода "подпитки" – "отключение чувств".

Практически все время наш ум и восприятие заняты анализом–реагированием на поступающую "чувственную" информацию (раздражитель) посредством соответствующих органов. При достижении йогом пратьяхары, его восприятие "уходит" внутрь ума, что дает возможность практикующему воспринимать ум на разных уровнях. При пратьяхае отключения внешнего восприятия йог овладевает первой стадией антар мауны (дословно: молчание внутри).

 

Ступени

 

Смысл пратьяхары не заключается лишь в уходе от внешнего чувственного восприятия. Всеобъемлющей сутью данной ступени выступает состояние полного отсоединения восприятия от мыслительных процессов. Достижение совершенства на "пятом" этапе говорит о превосхождении над процессами мышления и чувственным восприятием. После достижения выше описываемого, практикующий переходит к следующей ступени – дхаране (концентрация).

Овладение пратьяхарой даст возможность говорить о дальнейшем продвижении на пути – готовности к медитации. Без прохождения пратьяхары, что довольно трудоемко,  не возможен и переход к медитативной практике. Используя неверные методы, приемы Вам будет довольно сложно погрузиться в процесс медитации. Антар мауна – комплекс, позволяющий систематично заниматься и "укрощать" Ваш ум.

Для этого следует лишь обратиться к "запоминающей" функции вашего мозга и дать ей команду внести в "архив" данную последовательность: пратьяхара дхарана-дхьяна. Доводя каждую из восьми ступеней йоги до совершенства, Вы будете направляться по верному, приносящему результат, пути!

 

Тематический материал на сайте:

Дхарана, дхьяна, самадхи

Пранаяма

Асаны. Разновидности Асан

 

Видео:

 

Книги:

Васильев Т. "Начала Хатха-йоги"

Классическая йога "Йога сутры" Патанджали

Эккирала Кришнамачарья "Уроки по йоге Патанджали"

Свами Вивекананда "Афоризмы Патанджали"

 

Цитаты (Патанджали):

Любая злая мысль или поступок, от которых мы сумели удержаться, идет на пользу нам.

Просыпайся и не останавливайся, пока не достигнешь своей цели.

Не может быть добра без зла, как не может быть зла без добра.

Не трать время на пустые речи, но говори дело или молчи.

Тело - это лодка, в которой мы пересекаем океан земного существования

 

Йогически- интересно (инфографика):

Ступени

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *