Индийские мудрецы древности считали, что бытие состоит из двух фундаментальных принципов: это Пракрити, Великая Природа, олицетворяющая принцип творчества и Пуруша, Первичная Душа, олицетворяющая принцип чувствительности сознания. Единение этих двух принципов, Духа и Материи, определяет творение всего сущего.
Однако только с первого взгляда создается впечатление, что силы эти различны или противоположны. На самом деле они едины и представляют собой сознание и его активную творческую силу,
Когда эти силы объединяются, они творят Космическое Сознание – Махаакт, который является источником всех проявлений. В человеке тоже присуще это Космическое Сознание в виде его разума и интеллекта. Это сознание именуют буддхи и оно является средством к пробуждению и раскрытию изначальной природы каждого существа. Именно благодаря буддхи, человек становится просветленным – Буддой. Буддхи – это наша спасительная ниточка в мире грез и иллюзий, это наша ясность, с помощью которой мы различаем реальное и нереальное.
Появление эго ведет к появлению манаса, зацикленного и обусловленного слоя ума, который, благодаря плотному щиту собственных мыслей, отделяется от всего сущего. Со временем существо начинает идти на поводу своих мыслей, становясь рабом поверхностного ума.
Пракрити состоит из качеств, которые на санскрите именуются гунами:
Саттва – принцип, качества которого свет, знания, божественность, гармония;
Раджас – принцип, качества которого энергия, беспокойство, эмоции, активность;
Тамас – принцип, качества которого мрак, инертность, сопротивление, отсутствие жизни.
По сути все три качества есть необходимыми условиями для существования материальной вселенной. Но если смотреть на гуны с точки зрения качества и адекватности сознания, то саттва будет стоять на первом месте. Тамас и раджас – это элементы, которые смущают ум и уводят в сторону от практики. Эти гуны понижают способности сознания.
Человек, у которого преобладает тамас и раджас похож на животное, а человек, у которого преобладает саттва – на святого. Люди с преобладанием саттвы отличаются правдивостью, честностью, скромностью, альтруизмом. Люди раджасического типа любят грубую силу, деньги, власть, любят руководить и править. Люди с преобладанием тамаса подвержены страху, предпочитают животные утехи, невежественные, идущие по пути деградации.
С вышеизложенного очевидно, что нужно стремится к саттвическому образу жизни и всячески его пестовать. Нужно победить низшую природу и идти по высшему пути, потому что только через него можно разрубить цепи сансары.
Эти пять элементов представляют собой различные состояния материи: жидкое, твердое, лучистое, эфирное и газообразное. Они олицетворяют пять состояний материи, все ее видимые и невидимые проявления. Эти пять элементов имеют свои соответствия с психологическими состояниями, которые отражают состояния сознания и эмоциональные переживания.
Согласно учению йоги и Аюрведы (Книги:
У каждой доши есть свои атрибуты, по которым она и определяется: Вата – холодная, легкая, сухая, тонкая, подвижная, твердая и грубая, непостоянна и подвержена переменам. Вата – самая мощная из всех дош. Эта доша сама представляет жизненную силу человека и управляет и капхой и питтой.
Питта – легкая, горячая, острая, ясная, с неприятным запахом и мягкая. Питта управляет температурой, жаром и всеми химическими процессами в теле человека.
Капха обеспечивает стабильность и твердость, поддерживает в равновесии жидкости тела, обеспечивает смазку суставов и отвечает за возникновение таких эмоций как любовь, умиротворение и прощение. Когда ее много, это способствует накоплению слизи, мокроты, утрате силы пищеварения, вызывает чувство тяжести и изнеможении, ощущение зябкости, бледность, затруднение дыхания и повышенную сонливость.