Слово "кундалини" можно перевести как «змеиная сила». Её часто изображают в виде змеи, свернувшейся в три с половиной оборота. У большинства людей энергия кундалини "покоится" в муладхара чакре - основании туловища. В этом случае уровень осознания человек таков, что он пробужден к миру, но "спит" по отношению к самому себе.
Люди не осознают потенциальных возможностей ума. Те же, у кого кундалини начинает подниматься, становятся все более осознающими. В конце концов, когда кундалини пробуждается полностью, человек переходит в состояние сверхсознания.
Мифология многих народов изобилует образами, связанными со змеями. Часть из них даже прямо относятся к кундалини. Вот несколько примеров.
Древние египтяне часто изображали змею, поднимающуюся по позвоночнику (сушумна-нади). Египетские мистики имели головной убор, с изображением змеи в точке межбровья, он назывался урей. Похожий головной убор есть и у американских индейцев.
У ветхозаветных пророков, например, у Моисея, была трость с вырезанной змеей, поднимающейся по посоху вверх.
Все мы знаем предание о том, как Еву соблазнил змей. Этот змей и есть кундалини: он был «хитрее всех зверей полевых» (то есть являлся сознанием). Изначально Адам и Ева жили в трансцендентальном состоянии, т.е. в земном раю. Но "съев" плод с древа познания добра и зла (осознав мир дуальный), они опустились на уровень муладхары. Несложно догадаться, что Древо жизни здесь символизирует сушумну.
Самым древним эпосом на земле считается "Пополь Вух" - это наследие индейцеви майя из Центральной Америки. В книге присутствует изображение Кетцалькоатля с солнцем на макушке головы и символическим изображение змеи среди солнечных лучей. Эти символы напоминают тысячелепестковый лотос (сахасрара-чакру) и поднятую кундалини.
Опускаясь в нижние чакры, кундалини становится причиной иллюзии (майи), ограничений ума и невежества. Ее так же называют "джаган-мохини", которая заставляет людей попадаться в ловушку внешнего мира имен и форм. Спускаясь, энергия кундалини грубеет, утрачивая силу и тонкость.
В насекомых, животных, растениях и инертных объектах, кундалини пребывает на уровнях, лежащих ниже муладхары (в тантрических текстах упоминаются еще семь низших уровней чакр, находящихся ниже муладхары: атала, витала, сутала, талатала, расатала, махатала и патала). На этих уровнях отсутствует та форма самоосознания, которая отличает человека. Т.е. способность осознавать себя не появляется вплоть до уровня муладхара чакры.
В человеке кундалини как правило пребывает в нижней части тела и осуществляет свою функцию поддержания осознания на уровне муладхары. Принято говорить, что кундалини "дремлет" на этом уровне, т.е. это сон повседневной жизни, которую мы считаем бодрствованием. Когда кундалини спит, в человеке поддерживается чувство индивидуальности и сосредоточенности на собственном "я". В действительности это тамастичное (ленивое) состояние бытия.
Когда же кундалини пробуждается, границы индивидуальности рушатся и исчезают подобно миражу. В конце концов кундалини человека сливается с маха-кундалини (великая кундалини).
То есть нисхождение кундалини подразумевает разотождествление и отсутствие знания. Восхождение кундалини подразумевает объединение, отождествление, блаженство и гармоничный взгляд на бытие. Кундалини может как связывать, так и освобождать, являться причиной либо падения, либо просветления. Тантрики говорят: «Человек должен подниматься тем, чем он падает».
Кундалини связывают с сексуальной энергией. В тантре она используется как метод для подъема кундалини. Это может осуществляться либо посредством определенного сексуального взаимодействия, либо, наоборот, через воздержание от сексуальных отношений. Такое преобразование сексуальной энергии называется "урдхварета". Этот термин означает, что энергию секса направляют вверх ради более высоких состояний сознания.
Однако кундалини — это нечто большее, чем просто сексуальная энергия, которая составляет только небольшую часть, лишь один аспект силы кундалини. Пробуждение кундалини сопровождает более высокие уровни состояния ума. По мере того, как эта сила поднимается по сушумне вверх, человек становится все более сосредоточенным, а блуждания его ума стихают, достигается йогическое состояние "читта вритти ниродха" - контроль над колебаниями ума, описанное в Йога-сутрах Патанджали. Ум устремляется в едином направлении, он становится проводником сверх-блаженства, а не источником несчастья и самокопаний.