Среди монахов-учеников Будды, Ананда был младшим, но самым красивым и умным, поэтому пользовался популярностью у противоположного пола. Однажды, когда Ананда шел через поселение Саравасти, он увидел колодец, у которого стояла крестьянская девушка.
Ананда как раз испытывал жажду, и потому попросил девушку подать ему воды. Матанга - так звали девушку, узнала в монахе Ананду и робко сказала: «Преподобный! Я крестьянка и не смею подать вам воды». Ананда утешил её: «Я с равным почтением отношусь и к богатым, и к бедным!» После этих слов Матанга подала Ананде воды, а он любезно поблагодарил её кивком. Девушка была очарована обаянием и красотой монаха. Её сердце переполняло восхищение и любовь.
С того случая Матанга стала искать встречи с молодым монахом. Когда Ананда выходил из монастыря Джетавана, крестьянка следовала за ним повсюду. Любые попытки Ананды избавиться от навязчивой девушки заканчивались неудачей. Ананда был беспомощен перед любовью Матанги. Он встал на колени перед Буддой и сказал: «Учитель! Одна женщина пытается меня соблазнить. Она повсюду следует за мной. Как мне избежать её внимания?»
Будда ответил: «Ты так беспомощен перед этой женщиной потому, что ты, хотя и хорошо слушаешь и учишься, однако не уделяешь должного внимания практике. Ты сталкиваешься с соблазном и вовлекаешься, у тебя не хватает сил отпустить ситуацию», - и Будда попросил привести Матангу к нему.
Ананда вышел за стены монастыря и увидел Матангу, он сказал ей: «Мой Учитель хочет видеть Вас. Он сможет решить что будет правильным для меня и для Вас». Девушка собрала всё мужество и, преодолев страх, отправилась к Будде.
«Вы хотите замуж за Ананду?», – напрямую спросил девушку Будда.
«Да», - склонив голову, ответила Матанга.
Будда спросил Матангу о том, что она любит в Ананде, и девушка начала перечислять красивые глаза, нос, рот, походку. Будда ответил: «Вы не видите самых красивых черт Ананды, таких как мудрость, сострадание, следование идеалам и стремление облегчить страдания живых существ. Если вы не цените это в Ананде, Вы лишь эгоистично жаждете заполучить его для себя. Но Ананда - солнце. Вы не сможете спрятать его свет. Если лишить его свободы и сострадания, его красота, его свет поблекнут. Правильный способ любить монаха – это стать подобной ему. Чтобы выйти замуж за Ананду, нужно стать монахиней и отрешенно практиковать. Когда твоя практика станет по уровню равной практике Ананды, я совершу в вашу честь свадебную церемонию».
Матанга с радостью согласилась, обрила голову и надела монашескую мантию. Она искренне училась и усердно практиковала, следуя всем указаниям Будды. С каждым днём ум девушки становился спокойнее. И вот однажды она поняла, что её привязанность к молодому монаху осталась позади. Матанга осознала как пять чувств становятся источником страдания, и на собственном опыте испытала, что после их устранения сознание становится чистым, а жизнь наполняется спокойствием и умиротворением. В конечном счете монахиня поняла, что была одержима Анандой. Она пришла к Учителю, опустилась колени и со слезами призналась: «О, Великий Будда, я пробудилась от глупых снов. Я бесконечно благодарна Вам. Для того, чтобы научить таких невежественных существ, как я, Вы используете все виды искусных уловок. Будда, пожалуйста, позвольте мне покаяться и стать бхикшуни, я буду всегда следовать за Истиной по Вашим стопам».
История привязанности Матанги к молодому монаху Ананде и её удивительном пути от крестьянки до полностью посвященной монахини вызывала огромный интерес в буддийской общине и на продолжении долгих веков служила поучительным примером для монахов.